Психологические особенности восприятия детьми информации рек

Общение на психологические темы
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
c_clone
Аксакал
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 01 авг 2010 11:21 am
Репутация: 80

Психологические особенности восприятия детьми информации рек

#1 Сообщение c_clone » 04 янв 2016 11:39 am

Психологические особенности восприятия детьми информации рекламного и пропагандистского характера

Процесс информатизации современного российского общества чрезвычайно динамичен: объем информационных потоков, создаваемых СМИ и Интернетом увеличивается с каждым годом. Информационной средой, воздействующей на сознание детей и подростков, является всемирная сеть Интернет, средства массовой информации: телевидение, кино, печатная продукция (журналы развлекательного характера), реклама. В отдельную группу воздействующих на ребенка факторов можно отнести общественное мнение, идеологию, социальные стереотипы, которые также во многом являются следствием информационной пропаганды; данная группа факторов воздействует на ребенка в семейной среде, в группе сверстников, в школе.
Практически все информационные потоки содержат информацию рекламного или пропагандистского характера.
Чем потенциально опасна информация рекламного и пропагандистского характера:
- рекламируемый товар может иметь скрытые негативные свойства или положительные характеристики товара неоправданно преувеличены;
- реклама и информационная пропаганда способствует созданию социальных стереотипов, может выступать для ребенка неким ориентиром, сформировать определенные установки;
- систематическое воздействие информации рекламного характера формирует определенный стереотип потребительского поведения, основанный на минимизации приложенных умственных усилий.
Человеческий мозг работает по принципу экономии ресурсов (гораздо быстрее наше внимание привлечет рекламный слоган, нежели длинная научная статья), а форма предъявления рекламной информации этому принципу удовлетворяет, другими словами, реклама тренирует привычку «потреблять не задумываясь».
Независимо от цели (будь то социальная реклама или реклама товаров, информационная пропаганда) форма предъявления данной информации носит следующие характеристики:
- привлекательная «обертка» (дизайн), оригинальные дизайнерские решения при разработке рекламных продуктов позволяют не только привлекать внимание, но и скрывать негативные стороны рекламируемого товара;
- прямое или косвенное обещание определенных выгод, создание положительного имиджа в случае исполнения реципиентом того, что заявлено в рекламе, являются стимулами к потреблению указанного товара или услуги, приобщению к определенной идеологии.
- упрощенные словесные конструкции (слоганы, лозунги), минимизируют степень приложенных для их обработки умственных усилий и побуждают реципиента воспользоваться предлагаемой схемой.
Дети и подростки, вследствие низкой степени критичности, недостаточной осведомленности, потребности в положительной оценке себя и своих действий, являются чрезвычайно восприимчивыми и к рекламе и к пропаганде. Узнаваемость брендов (герои мультфильмов), возможность отделить себя от взрослого сообщества (это только для детей), запоминаемость слоганов и другие привлекательные свойства рекламы, являются факторами, стимулирующими потребность в данном товаре; одобрение внутри референтной группы псевдонациональных антигуманных идей делает ребенка уязвимым к влиянию пропаганды ксенофобии и нацизма. Отсутствие своевременного вмешательства в процесс взаимодействия ребенка с информационными потоками чревато формированием привычки потреблять все, что рекламируется и низкой степени осознанности своего поведения. Формируется некритичный способ восприятия информации, ребенок становится уязвим к восприятию «готовых схем» решения проблем любого рода, что чревато ростом числа радикально настроенной молодежи, сепаратизма, ксенофобии.
Повышение степени осознанности воспринимаемой информации достигается путем формирования у ребенка привычки задавать самому себе вопросы и отвечать на них: Как переформулировать то, что предлагает реклама (подобрать синоним)? Что обещают в рекламе и что я на самом деле получу? Что я на самом деле знаю об этом товаре (состав, калорийность, воздействие на организм)? Действительно ли это мне нужно? Вопрос-ответная форма позволяет отойти от предложенной схемы, увидеть ситуацию с другой стороны, сформировать свое собственное отношение.
Решение проблемы повышения критичности детей и подростков при восприятии информации рекламного и пропагандистского характера представляется возможным в том случае, если взрослые (педагоги, родители) сами демонстрируют осмысленную мотивацию, не склонны к упрощению и стереотипизации сложных явлений; побуждают детей задумываться над происходящим, отличать собственные установки от навязанных, собственную точку зрения от общепринятых стереотипов.

Библиографический список
1. Ениколопов С.Н. «Нельзя быть простым!» // Электронное периодическое издание «Новая газета». Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/society/64628.html, свободный. [Дата обращения 19.09.15].
2. Пазухина С.В. Телевизионные передачи как средство формирования мировоззрения современной молодежи // Молодежь как активный субъект современного общества. Материалы Международной научной конференции. 2013. С. 198-213.


The psychological characteristics of children’s perception of advertising and hostile propaganda

S.А. Filippova, candidate of psychological sciences, associate professor
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Tula, Russia
Опубликовано: Paradigmata poznání/PRAHA: Vedecko vydavetelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015, №4. Р. 166-169.

igor11
Аксакал
Сообщения: 3433
Зарегистрирован: 07 май 2007 00:30 am
Репутация: 84
Откуда: Откуда и все

#2 Сообщение igor11 » 04 янв 2016 13:01 pm

c_clone писал(а): Человеческий мозг работает по принципу экономии ресурсов (гораздо быстрее наше внимание привлечет рекламный слоган, нежели длинная научная статья), а форма предъявления рекламной информации этому принципу удовлетворяет, другими словами, реклама тренирует привычку «потреблять не задумываясь».
"многа буккаф", "ниасилил" и подобные "грёбаный экибастуз" с "не читал, но осуждаю"- специально внедрённые термины-директивы, чтобы игнорировать длинно-научные, и не очень, статьи(темы). Краткость, конечно же, сестра, но это вовсе не означает, что все йогурты могут быть полезными и вникать в суть этикетки всё же следует тщательно - вдруг, что-то важное пропустишь - состав или срок эксплуатации продукта.
Человек в своих проблемах, в большинстве случаев, конечно же, виноват сам, поскольку, это, вроде бы, его собственный выбор, но сколько соблазнов-реклам собьют его с толку, прежде, чем он сделает этот выбор осознанно и правильно ли.
Не всякий взрослый( по возрасту), сразу поймёт, что его пытаются развести, что же говорить о доверчивых и наивных( до определённой поры) детях. Дети всему быстро обучаются, чаще, недетскому, доверчивость и наивность теряя, и становятся взрослыми или способными разводить самостоятельно. Опыт приобретённый - сильная штука. Отсюда вывод - детей обманывать нельзя ни в мелком, ни в масштабном - что сеем, то и пожинать придётся

Замечательные, нужные и своевременные статьи, достойные благодарности - что и выражаю автору или разместившему их здесь
Несть бо власть, аще не от Бога.
Солнце - для всех.
Избранность - заблуждение.

Аватара пользователя
Алексей_СН
Аксакал
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 12 янв 2007 16:36 pm
Репутация: 103
Откуда: щекино, 2 группа

#3 Сообщение Алексей_СН » 08 янв 2016 15:57 pm

результат всего этого - то что к 10-12 годам ребенок не может системно воспринимать и обрабатывать какую-то информацию, понимать правила орфографии например или составить по задаче уравнение. А когда это чудо вдруг происходит, то главное чтобы это было где-то отложено, а не забыто через 10 минут.
У нас этой проблематикой только последние годы стали как-то заниматься, хотя в США все эти исследования по влиянию рекламы, игровой и интернет-зависимости уже давно проводятся и вырабатывается определенная политика в отношении медиахолдингов, образовательных учреждений, ну и конечно семейные и детские психологи там тоже этим занимаются.
Надо сказать все что делается у них внутри прямо противоположно тому, что их же компании и фонды продвигали у нас, а особенно в соседних странах. Так получилось что в последний год занимался помощью в устройстве нескольких семей с Украины здесь, а точнее в Орловской области и нашем чернском районе. И общался с детишками 8-14 лет. Чувствуется что может сделать развал системы образования вместе с рекламой в которой используются все грязные технологии от НЛП до рецептов Геббельса. При том что их родители вполне состоявшиеся и образованные люди, но увы, не смогли вовремя в этот процесс вмешаться. А теперь им приходится биться с детьми, потому они не могут тут ни в школе адаптироваться и хотя бы на 3- вытянуть даже в сельской школе, ни в коллектив влиться.
Можно утешить себя тем что у нас еще не все так плохо как могло бы быть, это первое. При том, что некоторое поколение уже пропущено, где довольно высок % овощей, которые уже не способны будут к работе, требующей интеллектуального труда. И второе, что за последние годы где-то там наверху это было осознано и по моим оценкам с 2009 года, а может чуть раньше, стали подзакручивать гайки рекламщикам, особенно ангажированным всякими ТНК и НКО, и к 2014 году процесс почти завершился, хотя стоило бы еще многие развращающие неокрепшую психику вещи зажать. Это плюс. Другой плюс в том, что некий разворот и в системе образования наметился после того как одиозного Фурсенко убрали.
Теперь раздолье болтунам, лафа для упырей -
Бывали хуже времена, но не было подлей.

Ответить