Психологические риски современного киберпространства

Общение на психологические темы
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
c_clone
Аксакал
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 01 авг 2010 11:21 am
Репутация: 80

Психологические риски современного киберпространства

#1 Сообщение c_clone » 04 янв 2016 11:26 am

Психологические риски современного киберпространства
Ключевые слова. Киберпространство, информационная безопасность, психологическое благополучие, психологические риски
Аннотация. Проблема информационной безопасности в современных исследованиях представлена широким кругом вопросов, отражающих не только информационно-технологический, но и правовой, психолого-социальный, культурный ее аспекты. В статье представлен краткий обзор характеристик современного виртуального пространства, определены потенциальные риски психологическому и социальному благополучию пользователей.

Информационные технологии и Интернет постепенно проникают во все новые и новые сферы социального пространства: общение, обучение, развлечения, работа, творчество и мн. др. Объединяя страны и континенты, Всемирная сеть предоставляет безграничное количество возможностей: мгновенный доступ к информации, получение образовательных услуг, осуществление профессиональных функций, виртуальное общение и путешествия – лишь краткий перечень возможностей Сети. Интернет расширяет жизненное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья, делает социальное взаимодействие более доступным. Однако, наряду с позитивными тенденциями, существуют риски, связанные с нахождением пользователей в Сети: Всемирная паутина в ряде случаев несет угрозу психологическому, психическому, социальному благополучию пользователей.
Изучая современное состояние проблемы взаимодействия человека с информационным пространством Сети и анализируя различные ее аспекты, мы ставили перед собой 3 задачи:
- определить основные характеристики современного Интернет-пространства с пользовательской точки зрения,
- выявить потенциальные риски, связанные с нахождением пользователей в Сети,
- определить группы риска: слои населения, наиболее уязвимые к тому или иному виду негативного влияния Интернета.
Учитывая современный уровень развития Интернет-технологий можно утверждать, что в группу риска попадают практически все категории граждан: дети, подростки, учащаяся и работающая молодежь, специалисты, домохозяйки, пенсионеры, – в той или иной форме взаимодействующие с Интернетом. Кроме того, определенным психологическим рискам, косвенно связанным с Интернетом подвергаются лица, не являющиеся пользователями Сети. Негативные эффекты, обусловленные взаимодействием с Интернетом, варьируются от достаточно легких состояний психологического дискомфорта (таких как психологический дискомфорт неуверенного пользователя), до достаточно тяжелых психических расстройств (например, аддикций) и состояний острого неблагополучия в социальной сфере. В исключительных случаях взаимодействие с Интернетом может спровоцировать ситуации, напрямую угрожающие жизни и здоровью человека.
В общем виде основные характеристики современного Интернет-пространства и связанные с ним потенциальные риски можно объединить в несколько групп.
• Доступность Интернет-услуг и, в частности, Интернет-услуг развлекательного характера.
Число пользователей Сети увеличивается с каждым годом, доступ к Интернету перестает быть предметом роскоши. Развлекательные услуги – одна из основных сфер Интернет-пространства, существенную массу развлечений составляют компьютерные игры. Интернет наполнен играми на любой вкус: это и простые карточные пасьянсы, и требующие серьезных навыков и интеллектуальных усилий квесты, одиночные и командные игры, бесплатные и дорогостоящие, развивающие игры для детей и браузерные многопользовательские ролевые онлайн игры для взрослых со сложным сюжетом, тщательно разработанным виртуальным миром, который зачастую ярче и привлекательней реального. Проблема Интернет-аддикций возникла практически сразу с распространением Всемирной паутины: игромания, нарушение способности контролировать время пребывания в Сети и частоту обращений к сетевым ресурсам, синдром отмены, отказ от осуществления каких-либо действий в пользу пребывания за компьютером, свертывание взаимодействий с социальным окружением в пользу пребывания в Сети, – наиболее распространенные проблемы активных Интернет-пользователей [7]. Интернет-зависимость чревата виртуализацией жизни, когда происходит обеднение интересов и осуществляемых в реальной жизни действий в пользу взаимодействия с Интернетом, реальные действия заменяются сетевыми аналогами: общение с друзьями, спортивные увлечения, хобби заменяются чатами, форумами, онлайн-играми. Происходит постепенное притупление чувства реальности: действия в реальной жизни осуществляются для того, чтобы опубликовать отчеты о них в Twitter, соцсетях и т.п. [8,9]. Появляется потребность постоянно находиться онлайн. Интернет-зависимость, вопросы ее профилактики и преодоления, влияние ИТ на формирование личностных и психологических особенностей достаточно хорошо изучены и широко представлены в специальной литературе [1,4].
• Рост популярности Интернет-коммуникации.
Интернет-коммуникация – это скорость, удобство, отсутствие препятствий в виде государственных границ и социальных предрассудков. При помощи специальных средств Интернет-коммуникации можно пообщаться практически с любым зарегистрированным в них пользователем, будь то бывшие одноклассники, иностранные коллеги, звезды кино или президенты государств. Коммуникация в Сети позволяет решать множество проблем профессионального и социального взаимодействия, но вместе с тем, несет в себе многочисленные угрозы психологической безопасности личности. Возможность оставаться анонимным в Интернет-коммуникации спровоцировало широкое распространение в Сети таких явлений, как кибер-буллинг, моббинг, троллинг; среди детей и подростков растет число жертв сексуальных домогательств; все большее число пользователей социальных сетей и подобных ресурсов рискуют стать жертвами разного рода мошенников. Очень многие социальные проблемы нашли новую ветвь развития в виртуальной среде: издевательство над одноклассниками в подростковой среде с использованием сетевых ресурсов многократно усиливает масштабы трагедии для ребенка, подвергающегося травле; общение педофилов с детьми в Интернете не сразу вызывает у родителей беспокойство, потому что «ребенок просто сидит за компьютером». Однако возможность стать жертвой – не единственный риск пользователя, не исключена вероятность стать агрессором, поддавшись мысли о безнаказанности действий, анонимно осуществляемых в Сети. Эту проблему также иллюстрирует кибер-буллинг и моббинг, когда оскорбительные или хулиганские действия осуществляют дети и взрослые, ничего подобного не позволяющие себе в реальном социальном окружении. Вопросы формирования культуры поведения в Сети (киберэтики) находят отражение в современных исследованиях [3,5].
Целому ряду психологических рисков подвергаются активные пользователи социальных сетей. Помимо ежегодного роста числа киберпреступлений, направленных на извлечение материальной выгоды, пользователи Сети подвергаются действиям хакеров, осуществляющих взлом персональных страниц ради удовольствия. Вторжение в личное пространство и распространение в Сети конфиденциальной информации – чрезвычайно травмирующие факторы.
В подростковой среде социальные сети часто служат средством, формирующим статусное положение в группе сверстников: количество виртуальных друзей, членство в закрытых группах, число «лайков» на фотографиях – являются показателями популярности или непопулярности подростка. Нередки случаи, когда оценки к фото, возможность внести пользователя в «черный список», удалить из списка друзей используются для шантажа и манипуляций.
С каждым годом растет число жертв брачных аферистов, использующих Интернет для знакомства и общения с людьми, находящимися в поиске партнера. Особенность Интернет-коммуникации в данном случае состоит в формировании искаженного, излишне романтизированного образа партнера по общению, который основывается на красивых историях, рассказанных о себе и не менее красивых фотографиях, зачастую фальшивых. Результатом такого общения является формирование психологической зависимости от партнера по переписке, невозможность адекватно оценивать свои действия, готовность идти на необдуманные и рискованные поступки (оказание финансовой помощи, поездки в другую страну, согласие на вступление в брак). В ряду негативных эффектов подобных ситуаций: психологический стресс как следствие неоправдания ожиданий, формирование недоверия к лицам противоположного пола, психологические проблемы поспешных межэтнических браков.
Несмотря на попытки разработчиков сетевых ресурсов вводить возрастной ценз для пользователей, разрабатывать системы защиты от проникновения на персональные страницы, модерировать информацию в открытых чатах, несмотря на усилия педагогов и психологов, направленные на профилактику школьной травли в Сети, несмотря на выступления в СМИ жертв киберпреступлений, проблема негативных эффектов Интернет-коммуникации остается масштабной.
• Увеличение объема профессиональных функций, осуществляемых при помощи Интернета.
Бесспорные преимущества Интернета: удобство коммуникации, быстрота документооборота, оперативный доступ к информации, мобильность – являются причиной роста его популярности в профессиональной сфере. Немногие специалисты на рабочих местах сейчас могут обойтись без Интернета. Осуществление некоторых профессиональных функций (работа секретарей, программистов, туристических агентов) напрямую связана с работой в Сети: поиск и обработка информации, ведение корреспонденции, общение с клиентами и коллегами. Выполнение профессиональных функций в условиях зависимости от Интернета связано с целым рядом рисков. Помимо необходимой информации на экран монитора и в почтовый ящик пользователя попадает большое количество ненужных текстов и видео, рекламы, спама. Ежедневная работа с большим количеством разнообразной информации, непрерывным потоком корреспонденции, сопряжена с постоянным психическим напряжением. Стрессогенными факторами являются нестабильно работающий Интернет, компьютерные вирусы, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, а также угроза доступа конкурентов к конфиденциальной информации фирмы.
• Отсутствие качественной и своевременной цензуры информации, размещаемой в Сети.
Вопреки попыткам законодательных органов сделать Всемирную сеть более безопасной и повысить ее моральный облик, Интернет по-прежнему является информационным пространством, плохо поддающимся цензуре. Технологические возможности ограничения доступа к небезопасной информации не дают абсолютной гарантии. В связи с этим существует вероятность доступа детей и подростков к сетевым ресурсам, содержащим потенциально опасную для психики ребенка информацию: сексуального характера, демонстрирующую насилие, склоняющую к суициду [10]. Существует огромное количество экстремистских обществ, пропагандирующих свои идеи при помощи Сети и привлекающих подростков и молодежь в свои ряды. Подобную практику используют религиозные секты, псевдорелигиозные организации, а также всевозможные «школы» и «учения» смысл и содержание деятельности которых сложно понять. Негативные эффекты от длительного контакта с такого рода информацией трудно переоценить, поскольку воздействию подвергается личность человека, в случае с детьми и подростками – личность еще несформировавшаяся. Ответственность за решение данной проблемы на этапе первичной профилактики лежит на родителях, но ситуацию осложняет то, что очень часто взрослые узнают о проблеме только тогда, когда негативные последствия уже наступили.
• Отсутствие контроля за качеством размещенной в Сети информации, отсутствие однозначных критериев, позволяющих определить компетентность Интернет-ресурсов.
Эффективное использование Интернет-ресурсов предполагает определенную компетентность пользователя. Большое количество людей, пользующихся Интернетом, не представляют себе, как устроена Всемирная сеть и каким образом происходит размещение в ней информации. В связи с этим возникает эффект неадекватного преувеличения некомпетентными пользователями возможностей Интернета. К сожалению, это свойственно школьникам и учащейся молодежи: дети считают, что в Интернете «все есть», включая индивидуальные авторские задания, требующие личного творчества, старшие школьники и студенты, не задумываясь, осуществляют плагиат. Неумение критически оценивать качество размещенной в Сети информации, осуществлять поиск компетентных Интернет-ресурсов, соблюдать авторские права, работая с текстами, ведет к снижению качества знаний, распаду навыков учебной деятельности у учащихся, а также снижению профессиональной эффективности специалистов. Можно говорить о необходимости формирования компетентности в работе с информацией, размещенной в Сети, а также криберэтики и правовой грамотности еще на этапе начальной школы [5].
Некомпетентность в использовании Интернет-ресурсов также формирует группу риска среди лиц, находящихся в трудных жизненных ситуациях, испытывающих необходимость в общении со специалистами различного профиля (медиками, психологами, юристами и т.п.) Существует потенциальный риск ухудшения качества жизни пользователей, склонных воспринимать всю информацию размещенную в Сети, как заслуживающую доверия и компетентную: люди обращаются за онлайн-консультациями сомнительных специалистов, заменяют поход к врачу или психологу информацией, полученной на различных форумах. Молодые мамы на сайтах для родителей самостоятельно ставят диагнозы и делятся советами по лечению и воспитанию детей, «психологи» предсказывают судьбу по Skype, «астрологи» – успех в бизнесе по SMS. Минимальный вред от такого рода шарлатанства – испорченное настроение. Получение некачественных услуг псевдоспециалистов через Интернет снижает степень доверия к представителям профессии в целом, формирует негативное отношение к Сети.
Преодоление подобных негативных эффектов взаимодействия с Интернетом возможно в основном за счет повышения компетентности самих пользователей.
• Высокая стоимость средств доступа к сети Интернет и необходимость подготовки пользователей.
Использование возможностей Сети сопряжено с необходимостью овладения определенными знаниями и навыками, кроме того, оборудование для доступа в Интернет является достаточно дорогостоящим. В связи с этим, определенная часть населения не имеет возможности пользоваться данными услугами. Возникает ряд психологических рисков, которым подвержены неуверенные пользователи и люди, не имеющие доступа к Сети. Состояниям психологического дискомфорта подвергаются люди пожилого возраста, вынужденные использовать технологические новинки при решении бытовых вопросов (терминалы оплаты услуг и записи в поликлинику, госучреждения). Психологические барьеры взаимодействия с Интернетом возникают у лиц, не имеющих необходимых навыков работы в Сети: предпочитают отказаться от более перспективной должности, предполагающей активное взаимодействие с Интернетом, отказываются от общения с родственниками из других городов при помощи Сети и т.п. [6].
Серьезную проблему представляют психологические состояния людей (чаще всего детей и подростков), не имеющих доступа к Сети. Отсутствие в семье средств для приобретения модных гаджетов, невозможность принимать участие в увлечениях окружающих (общения в соцсетях, форумах, онлайн-играх) провоцирует отчужденность и снижение статусного положения в группе сверстников. Всему этому способствует следующая особенность современного Интернет-пространства.
• Агрессивная реклама, направленная на формирование стереотипа необходимости использования Интернета.
Негативным психологическим эффектам этого стереотипа подвержено практически все работоспособное население, а также, дети, подростки, учащаяся молодежь. Желание соответствовать имиджу современного «продвинутого» человека порождает гаджетоманию – навязчивое состояние, выраженное в потребности постоянного приобретения новинок доступа к Сети [8]. Технические новинки (смартфоны, планшетные компьютеры, игровые консоли) превращаются в предмет, формирующий статусное положение в группе сверстников или коллег. Данное явление представляет собой психологическую и социальную проблему, напрямую связанную с культурой потребления, которая зависит от уровня массовой культуры и сознания. На нынешнем этапе социального развития нашей страны решение данной проблемы осуществляется за счет традиций семейного воспитания, а в случаях необходимости – проведения психологической коррекции и терапии.
• Использование Интернет-ресурсов как средства воздействия на общественное мнение, агрессивная Интернет-реклама, использующая технологии воздействия на подсознание.
При помощи Сети пользователь получает огромное количество информации, практически не тратя усилий на ее поиск. В отличие от других источников информации, например, книг, масс-медиа действуют по принципу максимального привлечения внимания. Зрителю и читателю предлагают то, что по статистике быстрее всего продать: новости, развлечения, информацию о детях, политике, здоровье, спорте. Технологии продвижения информации в Интернете практически не учитывают компетентность источников, на запрос пользователя первыми выдаются либо самые популярные, либо продвинутые ссылки. Представленная в Интернете информация зачастую страдает однобокостью. Не зная фамилий компетентных авторов и адресов заслуживающих доверия сайтов, пользователь рискует получить некачественную, стереотипную информацию, сгруппированную по принципу популярности. С целью формирования общественного мнения Интернет используют PR-агентства и компании, продвигающие на рынок свои товары и услуги. Последние, к тому же, предлагают вариант Интернет-покупок: достаточно 2-3 несложных манипуляций на сайте и товар отправляется по почте или с курьером. Удобство и экономия времени – одна сторона медали, другая – риск возникновения навязчивой зависимости от покупок в Интернете, сопровождающейся снижением рациональности потребительского поведения, ухудшением самочувствия от длительного пребывания за компьютером, возникновением проблем с социальным окружением.
Интернет-сайты пестрят рекламными баннерами, содержание которых подчас вызывает много споров. В Интернете достаточно много информации и рекламы о похудении: рецепты диет, медицинские клиники, курсы аэробики на компакт-дисках. Добросовестная реклама призывает «проконсультироваться с врачом», недобросовестная обещает «результат за 5 дней». Потенциальный психологический риск подобной информации – формирование стереотипов красоты и успешности, попытки достижения которых могут спровоцировать тяжелые невротические расстройства (анорексию, булимию, депрессию). Реклама пластической хирургии действует подобным же образом. Навязчивая информация о необходимости совершенствования собственного тела усугубляет состояние девушек и женщин, склонных к дисморфофобии и побуждает их обращаться к услугам пластических хирургов, зачастую неоднократных, но при этом, не приносящих клиентке удовлетворения своей внешностью.
В связи с рекламой в Интернете отдельную группу риска составляют узнаваемые люди. Помимо проблемы вторжения в частную жизнь с целью публикации в СМИ новостей и слухов, очень часто лица известных актеров и певцов используются для рекламы в Интернете без их ведома и согласия. Реклама пластической хирургии и диет – излюбленные темы недобросовестных рекламодателей, рассчитывающих на то, что авторитет «звезд» будет способствовать привлечению клиентов. Сложно оценить моральный ущерб, наносимый и известным персонам и людям, поверившим рекламе.
Подводя итог, стоит отметить, что социальной группой, наименее защищенной от негативного воздействия Интернета, являются дети и подростки. За обеспечение безопасности ребенка, в том числе и в Сети, отвечают взрослые. Однако очень часто дети являются более уверенными пользователями, чем родители, которые, к тому же, склонны воспринимать Интернет-пространство как безопасную среду, считая «пусть уже лучше играет дома в компьютер, чем неизвестно где на улице». Родительская компетентность в обеспечении безопасности ребенка в Интернете складывается из нескольких составляющих. Достаточный уровень владения навыками использования сети Интернет и знание элементарных средств ограничения доступа ребенка к непроверенным сайтам позволяет родителям управлять многими рисками. Неадекватное восприятие родителями Интернет-пространства как безопасной среды создает предпосылки для чрезмерного увлечения ребенка компьютером и заставляет родителей закрывать глаза на негативные моменты. В то время как от взрослых требуется своевременное реагирование на любые изменения психологического состояния ребенка, взаимодействующего с Интернетом: будь то усталость и раздражительность, обусловленная чрезмерным увлечением играми или внезапно появившаяся скрытность и сниженный фон настроения, также позволяющие предположить наличие каких-либо проблем. Наиболее эффективным и безопасным вариантом освоения и взаимодействия ребенка с Интернетом (как и освоение любого другого вида деятельности) является совместная деятельность со взрослым [9]. Самоустранение родителей, предоставление ребенка самому себе чревато погружением ребенка в виртуальный мир, предлагающий ему любые аналоги социальной реальности. В технологически развитых странах (Японии, Китае, Южной Корее, США, Великобритании) в последние десятилетия наблюдается рост числа людей, стремящихся к максимальной социальной самоизоляции – хикикомори. Практически все хикикомори – подростки и молодые люди, страдающие тем или иным невротическим расстройством. Они ни с кем не общаются, нигде не работают, многие по нескольку лет не покидают свою комнату. Характерно, что единственным способом связи с внешним миром для хикикомори является Интернет (возможно, он же является причиной ухода от внешнего мира). В нашей стране это явление не распространено, однако, среди российских детей и молодежи японская аниме-культура пользуется большой популярностью, а хикикомори – довольно часто встречающиеся персонажи японских мультфильмов. Синдром хикикомори – специфичное для дальневосточных стран социальное явление, однако, и в нашей стране уже отмечаются случаи добровольного затворничества среди подростков и молодежи.
Проблему Интернет-безопасности принято воспринимать как проблему защиты личной информации, размещенной в компьютере или соцсетях, защиту от киберпреступлений. Однако, современные исследования значительно расширяют понятие Интернет-безопасности личности, совершенно справедливо включая в него психологический и социальный аспект. Обеспечение психологической безопасности личности в Интернете – это комплексная проблема, на данном этапе ее решения существует необходимость интеграции усилий, предпринимаемых законодательными органами, образовательными, медицинскими, социальными учреждениями, специалистами в области ИТ и средств массовой информации, психологами и родителями.

Ссылки на источники
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000.
2. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004.
3. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. – М., 2000.
4. Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. – М., 2010.
5. Войскунский А. Е., Дорохова О. А. Становление кибер-этики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. – 2010.
6. Доронина О.В. Страх пред компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. – М., 1993.
7. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. – М., 2009.
8. Мандель Б.Р. Гаджеты, Интернет, компьютер, телевизор, мобильный телефон – технологические аддикции переходят в наступление // Вестник практической психологии образования. – М., 2013.
9. Мустафьева Г.Н. Социальные аспекты Интернет-зависимости // Национальный психологический журнал. – М., 2012.
10. Смирнова В.Е. Истоки современной педоистерии // Вестник практической психологии образования. – М., 2013.
S. Filippova
Tula State Pedagogical University
The psychological risks of modern cyber space
Key terms: cyber space, information safety, psychological wellbeing
The modern IT-researches include such problems as: information safety at the technological, legal, social, psychological, cultural spheres. The present virtual space situation is connected with potential risks to psychological and social human wellbeing. The article deals with the some generalized characteristics of modern cyber space.

Аватара пользователя
Алексей_СН
Аксакал
Сообщения: 2280
Зарегистрирован: 12 янв 2007 16:36 pm
Репутация: 103
Откуда: щекино, 2 группа

#2 Сообщение Алексей_СН » 08 янв 2016 16:22 pm

на самом деле все просто : есть некие нормы, сколько часов человек без риска для здоровья может проводить с компьютером. Сейчас речь идет прежде о психическом здоровье. Главная нагрузка на зрение и зрительный канал восприятия информации. Если дозированно к этому подходить, то просто не будет время на так сказать "чрезмерное употребление киберсреды". И не будет никаких ужасов из того что так долго и подробно описано выше.
Теперь раздолье болтунам, лафа для упырей -
Бывали хуже времена, но не было подлей.

Ответить